Контроль над контролем. Основное назначение технической пломбы – мониторинг несанкционированного доступа. К чему угодно или куда угодно – сейфу, железнодорожному вагону, помещению, прибору, кейсу. Пломба может выполнять и функцию замка, но далеко не всегда. Многие пломбы достаточно легко сломать. Но именно что сломать. Суть данного запирающего устройства в том, что после закрытия нормально открыть пломбу уже невозможно (только разрушить – это одноразовые пломбы), либо открыть её можно только законным способом, спецсредством (многоразовые пломбы, например, для железнодорожных составов). Аккуратно взломать пломбу по типу вскрытия замка (так, чтобы можно было потом вновь её закрыть) почти нереально.

Однако эффективность самого технического устройства – это только полдела. Запирающие устройства можно украсть, подделать, внести дефект, который позволит чисто открыть и закрыть техническую пломбу. Т.е. сами запирающие устройства должны тщательно охраняться и контролироваться. Причём степень контроля над техническими пломбами будет тем выше, чем важнее то, что данные пломбы призваны охранять. Есть разница между пломбами для офисных помещений и пломбами для контейнеров под радиоактивные отходы.
Так, пломбы для контейнеров с радиоактивными материалами хранятся в сейфах повышенной прочности и подлежат постоянной сверке с данными документов инвентаризации и учёта. В процессе использования за техническими пломбами должен вестись такой же тщательный надзор, что и при хранении.
Правила обращения с пломбами при отправке и приёме грузов
Правила логистики при работе с таким товаром обязывают вести два журнала учёта:
- в первый журнал заносится вся информация о самих технических пломбах;
- во втором журнале фиксируются все прочие устройства и механизмы, использовавшиеся при отправлении какого-то груза.
В журнал технических пломб в обязательном порядке должна присутствовать следующая информация о каждой использованной технической пломбе (при отправке какого-то опломбированного груза):
- год, месяц, день, час и минута установки пломбы;
- ФИО должностного лица, которое произвело опломбирование;
- ФИО экспедитора, который будет доставлять опломбированный груз;
- номера используемого транспорта;
- пункт назначения (если предусмотрены перевалочные пункты – указать их);
- данные самой пломбы: идентификационный номер, логотип, вид.
Если же ожидается прибытие какого-то опломбированного груза, то здесь необходимо занести в журнал всю информацию, которая будет на логотипе пломб. Если обнаруживается пломба с подозрением на повреждение, это также письменно фиксируется. Причём желательно сфотографировать дефектную пломбу. Всё это обязательные действия, предшествующие санкционированному слому пломб.
Если пункт приёма является промежуточным, т.е. товар не вскрывается, то здесь алгоритм действий обговаривается заранее с компанией-заказчиком. Но обнаруженный дефект пломбы сотрудники обязаны зафиксировать в любом случае. Товар с повреждённой пломбой отправляется на экспертизу, поскольку бывает, что структура запирающего устройства случайно теряет целостность в дороге.
Если с запирающим устройством всё в порядке, то после всех записей должностное лицо имеет право разрушить пломбу предусмотренным методом.