Вагоны, контейнеры и цистерны используются для перевозки и/или хранения самого разнообразного груза. От сырья до высокотехнологичных предметов. В пути, а также по месту хранения необходим постоянный контроль доступа к грузу. Это не гарантирует, что перевозимый товар на 100% защищен от кражи, поскольку даже самые мощные металлические силовые пломбы по надежности уступают замковым устройствам. А обычная стандартная пластиковая пломба ломается довольно легко. Однако это гарантирует фиксацию несанкционированного доступа. Когда цель злоумышленников не обычная кража, а например, подделка, кража с отсроченным обнаружением или внесение ещё каких-то незаконных корректировок. В этом случае необходимо вскрыть перевозочную тару незаметно.
Именно для защиты от этого и разработаны пломбы. Это запирающие устройства, которые после навески снять можно исключительно путём их необратимого разрушения. Отсюда невозможность установить ту же самую пломбу обратно. А подделать пломбу тем же самым экземпляром весьма проблематично, так как устройства имеют уникальные цифровые и прочие маркировки.
Пломбы для крупных уличных объектов
Типов пломб существует множество. Тросовыми и хвостовыми силовыми пломбами удобнее опломбировать объекты, имеющие проушины (или любые другие аналогичные отверстия). Внутри помещений практически универсальными являются печатные пломбы из мягких пластичных материалов, а также пломбы-наклейки. Для последних даже не требуется использование жгута, а опломбировать ими можно почти всё что угодно: от складских дверей до журнала учёта. Только прочность на разрыв у таких ЗПУ совсем маленькая. Пломбы, предназначенные для опломбирования вагонов, контейнеров и цистерн, должны соответствовать некоторым требованиям:
- Высокая прочность на разрыв (для пломбы). Обычно, называется показатель минимум 12 кгс. Но на практике эти значения гораздо выше. Особенно когда речь идёт о металлических тросовых пломбах, с помощью которых опечатывают вагоны и контейнеры. Без болтореза подобные пломбы удалить проблематично. Однако функция «второго запасного замка» тут нужна не столько для защиты от воров, сколько из-за повышенных механических нагрузок, которые пломба может испытывать в пути (движение вагонов, контейнеры на барже).
- Высокая сопротивляемость химическим и физическим факторам внешней среды (влага, песок и пыль, ветровая эрозия). Это важно, ведь подобные опломбированные объекты могут длительное время находиться вне помещений. Иногда вообще под открытым небом. Устойчивость к эрозивным процессам и к засорению уличной пылью важны и для идентификации пломбы. Уникальная маркировка в таких случаях наносится с помощью гравировки, которая должна сохранять высокую чёткость и читаемость.
Для опечатывания вагонов, контейнеров и цистерн чаще всего применяют следующие разновидности пломб:
- Пластиковая хвостовая силовая пломба (например, ЭкоТрэк). Пломба состоит из пластикового корпуса со сквозным отверстием и спаянным с ним ребристого длинного хвоста. Навеска устройства осуществляется путём проведения хвоста через проушины объекта и через корпус пломбы. Внутри отверстия расположены запирающие элементы, которые упираются в рёбра хвоста пломбы и не позволяют вынуть его обратно. На разрыв подобное устройство выдерживает до 20 кгс. Длина хвоста варьируется в зависимости от модели (в мм: 200, 255, 300).
- Тросовая силовая пломба. Конструкция отличается тем, что непосредственно части самой пломбы расположены на противоположных концах металлического витого троса. Запирание осуществляется путём вставки в корпус металлического фигурного стержня на одном из концов. Пломба применяется, когда объект имеет несоосные проушины, расположенные друг от друга на большом расстоянии. Либо когда необходимо опломбировать сразу несколько объектов одним устройством.
- Пломба болтового типа. Можно опломбировать объекты, которые имеют расположенные друг против друга отверстия диаметром от 8 до 18 мм. В качестве блокирующего элемента выступает внутренний металлический стержень в корпусе.
Пломбы, чья запирающая конструкция сделана из металла, снять голыми руками невозможно. Нужен инструмент по типу болтореза.