Таможенное опломбирование является важной частью соблюдения контроля качества товаров. Но здесь речь идет не только о гарантиях качества, которые в любом случае даёт производитель. Таможенные пломбы нужны, чтобы гарантировать соответствие тем стандартам товарных свойств, которые приняты на территории страны-адресата. Например, если предприятия заказывают для своего производства какое-то сырьё из заграницы, данное сырьё должно соответствовать санитарным и прочим нормам, которые признаны государством, где эти производства расположены. Таможенная навеска пломб обеспечивает нужную проверку транспортируемого товара. Специалист на таможне фиксирует сохранность груза и соответствие его характеристик установленным требованиям. После простановки пломб доступ к товару будет невозможен без необратимого слома этих ЗПУ. Соответственно, получатель будет точно знать, что в пути с грузом не были произведены никакие манипуляции.
Специфика таможенного опломбирования определяется множеством факторов:
1) Вид транспортировочной тары. Это могут быть автомобильные фуры, вагоны поезда, контейнеры баржи и т.д. Использование поездов и морского транспорта в любом случае означает увеличение количества используемых пломб, поскольку как минимум необходимо опломбировать двери каждого вагона и каждого контейнера. Впрочем, поезд могут заменить чередой автомобильных фур, если по асфальтированной трассе доставка оказывается удобнее. Тогда число пломб всё равно не изменится.
2) Вид транспортируемого груза. Имеет значение, что перевозится: готовая техника или детали для финальной сборки, либо сыпучее, жидкое или газообразное сырьё. Во многом от этого зависит и выбор транспорта. Так, сыпучие материалы могут транспортироваться на специальных платформах, накрытых брезентовым тентом. В этом случае опломбирование допустимо осуществлять в точке соединения тента с основой, на которой лежит груз. Важно, чтобы сцепление тента с платформой была сплошным. Повреждение покрытия открывает доступ к грузу, и пломба теряет смысл. Текучий груз, включая сжиженный газ, перевозят в цистернах. В этом случае опломбируется не только крышка цистерны, но и все сливные краны.
3) Также в одной фуре или в одном контейнере могут быть грузы для разных адресатов, разных заказчиков. В этом случае навеска пломб осуществляется не только на входные двери, но и опломбируется каждая секция (распределение товара по адресатам). Тип груза определяет и внутреннее опломбирование. Это относится к тем же цистернам, когда необходимо заблокировать каждый сливной кран. Это может касаться высокотехнологичных объектов. Например, опломбирование каждой упаковки с цифровой техникой. Дополнительное опломбирование является ещё одной линией защиты от подделок. Когда адресат получает посылку, он видит неповреждённую пломбу на упаковке, и значит, уверен в качестве.
С подробностями правил таможенного опломбирования любого заказчика ознакомляет специалист таможенной службы. В числе основных правил:
Типы пломб, обычных для таможенной сферы
В силу разнообразия перевозимых грузов в таможенной сфере задействуют и самые различные виды пломбировочных устройств:
1) Силовые тросовые пломбы (пломба Трос). Корпус пломбы может быть выполнен из пластика (ПВХ), но сердечник с запорными клиновидными устройствами и сам трос всегда металлические. Пломба удобна тем, что не требуется проволока, которая в таможенной сфере используется в двойной свивке. Стальной трос прочностью на разрыв до 150 кгс обеспечивает достаточную надёжность при транспортировке крупногабаритных грузов. Поэтому тросовые пломбы часто находят применение именно в опломбировании вагонов поездов и контейнеров барж. Один конец троса соединён с корпусом пломбы, а второй свободный конец проводится через проушины объекта и вводится в корпус ЗПУ. Обратный ход троса блокирует внутренняя клиновидная конструкция. На корпусе предусмотрено место для размещения информации. Длина и диаметр троса варьируются в зависимости от модели.
2) Хвостовые тяговые пломбы. Принцип функционирования у них такой же, что у тросовых пломб. Только в большинстве случаев эти ЗПУ целиком из пластика. Часто такие пломбы навешивают на объекты внутри вагонов или контейнеров, либо на цистерны. Эти пломбы более хрупкие, но и более лёгкие и миниатюрные. Из-за относительно небольшой длины хвоста опломбируют ими объекты с соосными проушинами, тогда как пломба с длинным тросом позволяет опечатывать любой объект. Корпус устройства, обычно, выполнен в виде плоского прямоугольного лепестка, на котором удобно размещать информацию.
3) Печатные пломбы из пластичных материалов. Для опломбирования по внешнему периметру (входные двери вагонов или контейнеров), они подходят плохо из-за своей хрупкости и чувствительности к погодным условиям. Но подобные пломбы находят ограниченное применение для опломбирования товаров внутри. Принцип работы основан на механизме скрепления шнура или жгута, продетого через проушины объекта, каким-либо пластичным материалом, на котором проставляется оттиск с информацией.
4) Но для внутреннего опломбирования чаще применяют куда более удобные и оптимальные пломбы-наклейки. Здесь не требуется жгут, устройство уже включает в себя все необходимые компоненты для опломбирования (бумажно-полимерная основа, клеящий слой). При этом мониторинг несанкционированного доступа остаётся таким же надёжным — наклейку невозможно удалить без изменений.
Отдельно нужно сказать о блокираторах. Это пластиковые устройства, которые используются для ограничения доступа к кранам и вентилям. Что актуально при транспортировке текучих материалов. Задействуют различные типы таких устройств: универсальный блокировочный конус, контейнер для блокировки кранов. Принцип работы везде одинаковый. После затягивания на кран надевается полое блокировочное устройство. Таким образом, что кран оказывается целиком закрыт коробкой. Скрепление частей коробки или её монтаж на объекте осуществляется с помощью хвостовых тяговых пломб. Аналогичным образом блокируется зона слива. Главное, что без удаления коробки, и, следовательно, пломб, невозможен доступ к грузу.