Опломбирование грузов является одним из основных способов защиты продукции от скрытой кражи, подделки и порчи. Как в период хранения на складах, так и во время транспортировки. Процедуры опломбирования во многом связаны со способом транспортировки. Товары можно доставлять железнодорожным транспортом, судовым транспортом или по воздуху, воздушным транспортом. Последний вариант наименее распространенный и наиболее дорогой. Железные дороги и морские пути преимущественно используются для доставки товаров, не относящихся напрямую к потребительскому сегменту.
Чаще всего это сырьё, строительные материалы, заготовки, топливо и т.п. Просто потому что подобные вещи перевозятся большими объёмами. А по-настоящему крупный груз экономически целесообразно доставлять только железной дорогой или по воде. Техника, продукты питания, одежда, особо ценные материалы — эти лоты почти всегда задействованы в сфере автомобильного транспорта. Если транспортировка осуществляется на легковом автомобиле без специального отсека для груза, тогда пломбы навешиваются исключительно на товарную упаковку, либо на контейнер, содержащий транспортируемую продукцию.
Иное дело, если транспорт представлен седельным автопоездом или как чаще называют фурой. Сам автомобиль в конструкции фуры выступает тягачом, к которому может крепиться полуприцеп и вереница прицепов. Именно поэтому данный вид транспорта называется автопоездом. Потому что по основной схеме он способен повторять принцип железнодорожного транспорта: головной тягач, тянущий несколько грузовых конструкций. В седельном автопоезде опломбированию могут подвергаться следующие зоны:
- Внутри прицепов пломбы навешиваются: на товарные упаковки, на отдельные контейнеры с товарными упаковками, на двери отсеков, если пространство прицепа разграничено перегородками. Разбивка прицепа на «комнаты» особенно актуальна, когда транспортировщик за раз занимается доставкой продукции по нескольким адресатам. Соответственно, и пломб потребуется больше.
- Часто одним из обязательных условий является неприкосновенность товара на срок транспортировки. В этом случае входные двери самого прицепа не только запираются на замок, но и также закрываются на пломбу. Подобное актуально, когда весь прицеп загружается товарами для одного адресата и доставляется с минимальным числом перевалочных пунктов. Как правило, непосредственно из пункта А в пункт Б.
- Если фура тянет несколько прицепов, пломбы могут устанавливаться на каждое из сцеплений. Отдельно пломбы устанавливаются на сливные или газоотводные устройства цистерн.
Принцип всегда один и тот же: пломба не позволяет устранить физическую преграду (обычно, это дверная створка или крышка) без необходимости слома пломбы. Целостность пломбы — гарантия неприкосновенности груза. При многоступенчатой перевозке товар защищает сразу несколько пломб. То есть груз находится в упаковке — на упаковке пломба. Упаковки загружены в контейнер — на контейнере также пломба. Контейнеры составлены в грузовой прицеп, а двери прицепа также запечатаны на пломбу. Таким образом, имеет место тройная защита. Навеска и простановка пломб — задача, которую совместно выполняют и заказчик, и перевозчик:
- Заказчик преимущественно определяет степень опломбирования, т.е. число и тип используемых пломб. Однако перевозчик также может поставить некоторые условия. Например, товар такого-то типа подлежит обязательному опломбированию, или для товара такого-то типа применяются исключительно такие-то пломбы.
- Любая пломба имеет уникальный идентификационный номер. Также к обязательной информации относится дата установки и контрольные знаки заказчика (например, логотип фирмы, ФИО как название ИП и пр.). Иногда на пломбе могут присутствовать данные непосредственно о самом товаре.
- Навеска пломб производится совместно: водителем-экспедитором и заказчиком (или его полномочным представителем). Экспедитор несёт личную ответственность за сохранность опломбированного груза в пути, поэтому он также контролирует любые возможные махинации с пломбами со стороны самого заказчика.
- В товарно-транспортной накладной установка каждой пломбы фиксируется отдельно и письменно. Равно как и момент слома пломбы при плановой доставке, либо при каких-то форс-мажорных обстоятельствах. Если транспортировщик в пути обнаружил нарушение целостности пломбы, данный момент также обязательно указывается в накладной.
Тросовые пломбы
В сфере грузовых перевозок используется множество видов пломб, но более всего представлена разновидность силовых пломб — тросовые пломбы. Причин тому несколько:
- Опломбирование металлических контейнеров и тем более дверей самой фуры для дальнего следования требует достаточно высоких прочностных характеристик пломбы. Тросовые силовые пломбы здесь подходят как нельзя лучше. Корпус большинства таких пломб выполнен из алюминиевых сплавов, а непосредственно запирающий механизм, внутренний канал с клиновидными выступами и сам трос — всегда из стали (даже если корпус пластиковый). Нагрузка, которую способен выдержать металлический хвост пломбы, варьируется от 100 до 400 кгс (в зависимости от диаметра троса). Наиболее мощные тросовые пломбы одновременно способны выполнять функцию стандартного замка.
- В сфере грузовых перевозок механизм опломбирования, как правило, связан с креплением пломбы на замковые проушины. Тогда как тросовая пломба и предназначена для проушин или отверстий, служащих их аналогом. Конечно, через проушины можно провести свободный трос, и его концы скрепить другой пломбой. Но тросовая пломба имеет хвост как собственную часть.
- Крепление тросовой пломбы основано на механическом взаимодействии её элементов, а не на адгезии или деформации. Соответственно, в пути на открытом воздухе, при сильной тряске такая пломба видится наиболее надёжной.
Механизм действия тросовой пломбы довольно прост. Один конец металлического троса слепо запаян в корпусе, а другой свободный. Он пропускается через проушины, а затем через отверстие в корпусе пломбы. Внутри отверстия запирающие элементы сдвигаются только в одну сторону при пропускании троса и блокируют его обратное движение. С помощью троса можно контролировать степень затягивания.